Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
12:42 

Книжка про берсерков

Paint-it-Black
When the sky falls... it will be every man for himself.
Прочёл я давеча книгу Берсерки. Воины-медведи Древнего Севера В. Акунова.




Из того, что не понравилось, отмечу систематизацию информации. Точнее тот момент, что одно и то же может повторяться по многу раз в разных главах. Но это не такая уж беда, поскольку, во-первых, можно начинать читать с любой главы, во-вторых, из этой книги я всё же узнал нечто новое, там и правда собрано немало информации, теорий и мнений. Автор не утверждает, что сказанное им есть истина в последней инстанции, он именно что показывает разные взгляды на рассматриваемую тему. Для ознакомления - самое то.

Но я хотел бы остановиться на двух моментах, особенно заинтересовавших лично меня.



«Итак, у Одина имелся волшебный конь Слейпнир, шаманский скакун о восьми ногах. С помощью этого колдовского коня бог-шаман общался с царством мертвых (первые четыре ноги Слейпнира предназначены для передвижения в этом, другие четыре ноги — для передвижения в ином, потустороннем, мире). Все вышесказанное о роли лошади в шаманском «путешествии», ее значении как провожатого усопшего, должно быть, проливает достаточно яркий свет на общность религиозных представлений, в центре которых находится бог-шаман Вотан-Вуотан-Водан-Воден-Один. У бурят существует легенда, в которой тщательно проводится различие между обычным четырехногим и волшебным восьминогим конем, являющимся плодом любви девушки с шаманским прародительским духом. Снова перед нами восьминогий конь как средство общения с иным, потусторонним миром (царством мертвых). Восьминогие кони встречаются не только в германских и бурятских, но также и в японских мифах и ритуалах. Здесь они выполняют погребальную и эстетическую функцию. Известный исследователь Я. Пропп справедливо сближает образ многоногого коня с образом многоголового и многокрылого коня (хотя попытка Я. Проппа рационализировать данную символику — которая означает, по его мнению, чрезвычайно высокую скорость передвижения — и представляется нам необоснованной).»

Видите? Две пары ног для одного мира, две - для другой. Получается, Слейпнир как кот Шрёдингера, (точнее два кота, мёртвый и живой, которые дополняют друг друга).


После фильмом Марвела и всвязи с акцентированием внимания на трикстерской природе Локи в мифологии многие стали забывать, что Один-то тоже не лыком шит. Он и правда отличается от Локи, но это не значит. что он представляет собой его противоположность.
Запощу некоторые интересные моменты.

«Корни имени Один (Водан) — протогерманское *Wodanaz (Воданаз),которое может означать «Яростный/Неистовый», «Безумный» («Одержимы!), или «Вдохновенный». Один — все это, и более: его существование — это дикий wod (вдохновение/неистовство/священное безумие/ярость), который мчится потоком сквозь разум и тело, чтобы проявиться в скальдическом вдохновении, реве шторма, и пенно-яростном безумии воинов-берсерков.»

«Многие призывают Одина для помощи в том или ином деле, и славят его как благосклонного учителя и шамана, которым он является в некоторых своих аспектах, но те, кто делает это без полной преданности ему, должны быть очень осторожны. Из всех богов и богинь Один, кажется, наиболее скор в требовании оплаты за свои дары, и часто он берет много больше, чем ему собирались отдать.»

«Один может обмануть того, кто имеет дело с ним, но он часто беспощаден с теми, кто истинно ему предан и любит его более других. Он — грозный бог, разжигатель распри, и как показывают многие саги (и вероятно, наиболее зримо — «Сага о Вельсунгах»), он хорошо известен тяжелыми испытаниями, которым он подвергает своих избранных, вплоть до их гибели. В исландской литературе его герои относятся обычно к типу, известному как «темные герои» — опасные, беспокойные, раздражительные люди большой силы и трудного нрава, такие как Старкад или Эгиль Скаллагримссон. Один сам нечасто выступает как бог социального порядка, если вообще не противоположен ему. Его любимая династия, Вельсунги, включала стоящих вне закона, оборотней, людей, вступающих в инцест; сам он говорит о себе в «Речах Высокого»: «Клятву Один дал на кольце; не коварна ли клятва? Напиток достал он обманом у Сутгунга Гуннлед на горе…» »

«Приключения Одина с женщинами также хорошо известны: он не только прародитель многих династий от человеческих женщин, но также соблазнил дев-йотунов (инеистых исполинов), как например Гуннлед, и имеет, по меньшей мере, двух возлюбленных в Асгарде — Фригг и Фрейю. В «Речах Высокого» он хвалится своими заклятиями, помогающими завоевывать благосклонность женщин, а в «Песне о Харбарде» он противопоставляет свои многочисленные подвиги в спальне рассказам Тора о битвах с турсами.»

«Среди прочего, Один — учитель всех существ, обитающих во всех трех мирах скандинавской мифологии. В «Речах Сигридривы» рассказывают, как Один соскоблил руны (с деревянных — обычно буковых — палочек или дощечек, на которых руны были вырезаны. — В.А.)в «священный мед» и разослал их по всем путям, так что «у асов одни, другие у альвов, у ванов мудрых, у сынов человечьих». Скальд Тьдольв из Хвинира называл его hapta snytrir — «делающий богов мудрыми» в «Хаустленг», и то же делает Водан (англосаксонский аналог норманнского Одина и В(у)отана континентальных древних германцев. — В.А.)для людей.»

«Как бог, который вступает в царство смерти и приносит оттуда силу, Один становится богом магии и скальдического искусства (которое, само по себе, является частью магии гальдра): они из земель мертвых, что учат возрождению и где бушует wod.»

«Один появляется лично как змея и орел, принимая обе формы во время поиска меда поэзии, два его хейти (heiti, замены имени, эпитеты. — В.А.),Офнир (Ofnir, «Свивающий» либо «Открывающий» либо «Подстрекатель») и Свафнир (Svdfnir, «Усыпитель») также содержались в списке имен змей, что подгрызают корни Мирового древа (приближая Сумерки Богов — Рагнарек. — В.А.).»

«Особенностью культа Одина давних времен было особое значение, придававшееся в нем человеческим жертвоприношениям. Хотя Один был не единственным божеством, которому отдавались людские жизни, именно в его культе это было принято в наибольшей степени…Тем не менее был и другой способ принесения Одину «человеческой жертвы»: посвящение своей собственной жизни Одину, посвященный таким образом известен как feigr (обреченный) — готовый и желающий в равной степени жить или умереть для бога.»


Так же здесь:
- проводятся весьма интересные параллели с другими мифологиями;
- рассказывается об особенностях отношений в дружинах, используемого ими оружия (не скучно и уныло, а с акцентированием на эзотерике, символизме и прочими вкусностями);
- можно обнаружить весьма неожиданное происхождение известной детской сказки; =)
- объяснения некоторых "магических" инициаций, которые проходили воины;
- ещё многое об Одине и культе коня, а так же культе оружия и корабля;
- как обычно рассказывается об оборотнях и пересказывается несколько легенд о собственно берсерках.
- а ещё там есть


Не самая увлекательная и хорошая книга, но если вас интересует эта тема и не напугало вышеописанное и викинг тоже, рекомендую ознакомиться.

@темы: мифы, книги, Слейпнир, Один, о разном

URL
Комментарии
2015-07-06 в 13:56 

snowflake_flying
Атомная станция любви или специалист по ётунскому сексу.
Про Слейпнира и Одина интересно. Плохо, что много повторов и плохая систематизация. И тем не менее посмотрю. Пасибки за рецу. По поводу жертвоприношений Одину есть прекрасный рассказ по легенде про Ауна Старого, рекомендую piterbuh.diary.ru/p203783890.htm

И про поросят snowflake1000.diary.ru/p201791290.htm

2015-07-07 в 11:09 

Paint-it-Black
When the sky falls... it will be every man for himself.
И про поросят
Да-да, это оно как раз)

Рассказ и правда хороший, раскрывает то, чему в легендах мало внимания отдаётся. Благодарю)

URL
   

Dedicated to Loki

главная